Как поговорить с ребёнком об Интернете?
Интернет меняет отношения между детьми и родителями, увеличивая и без того большую пропасть между поколениями. Как показывают исследования Фонда Развития Интернет, современные школьники почти в два раза больше, чем взрослые, пользуются Интернетом и быстрее осваивают новые цифровые технологии. На просторах Глобальной паутины они чувствуют себя уверенными и самостоятельными гражданами нового цифрового
общества. Неудивительно, что в этом мире занимательных гаджетов и виджетов, в этом потоке френдлент и подкастов родителям бывает очень трудно найти время, а, самое главное, слова, чтобы поговорить со своими детьми об Интернете.
Начните первым
Хотя российские
школьники предпочитают самостоятельно решать свои проблемы в Интернете и
крайне редко обращаются за советом к взрослым, они по-прежнему нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей. Детям и особенно подросткам бывает трудно самим обратиться к взрослым: они стремятся сохранить свою независимость в «цифровом мире», бояться быть наказанными и не очень-то верят, что их «предки доцифровой эры» смогут понять их и помочь им решить их проблемы. В такой ситуации родителям стоит первым прервать затянувшееся молчание и поговорить с
детьми об Интернете.
Доверие – самая надёжная защита
Хотя современные школьники и считают себя «продвинутыми пользователями», эта уверенность носит иллюзорный характер, а по уровню компетентности в сфере использования Интернета и цифровых технологи они находятся практически на равных с родителями. Высокий уровень онлайн-активности
и чрезмерная самоуверенность в своих силах являются главными причинами
столкновения детей и подростков с различными проблемами в Сети. Онлайн-мошенничество, преследования, унижения, оскорбления,
шантаж – вот лишь небольшой перечень угроз, с которыми приходится иметь дело юным пользователям. К сожалению, большая часть из этих проблем пока не имеет эффективных технических решений. Главная и самая надёжная защита от онлайн-угроз – это доверительные отношения между детьми и родителями.
Будьте рядом с ребёнком в Сети
Главная задача родителей избежать демонизации Интернета, характерной для многих современных СМИ. Страх, порождённый незнанием, ведёт к цифровой изоляции, что лишает ребёнка тех уникальных возможностей, которые современные технологии представляют для обучения и развития. Совместная деятельность и общение детей и родителей в Интернете, основанные на взаимном доверии и уважением, - это лучшее средство повышения цифровой компетентности и профилактики онлайн-рисков.
Проявите интерес к деятельности ребёнка в Сети
Доверие начинается с принятия и уважения, отказа от осуждений и предубеждений. Родителям необходимо запастись изрядным терпением на этом пути, особенно если ребёнку уже достаточно много лет, и он привык к другим отношениям. Проявляя интерес к деятельности в Сети, демонстрируя свою осведомленность и компетентность, поощряя успехи и оказывая поддержку в трудных ситуациях, мы выстраиваем доверительные
отношения с ребёнком, используя Интернет и цифровые технологии как предлог для начала долгого и очень важного разговора. Некоторые темы, с которых можно было бы начать этот разговор, представлены в этом издании, посвящённом профилактике онлайн-рисков.
Классификация онлайн-рисков
Коммуникационные риски
Возникают в процессе общения и взаимодействия людей в Интернете. В их числе кибертравля, сексуальные домогательства, нежелательные знакомства в Сети, встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни и др. С подобными рисками можно столкнуться при общении в онлайн-мессенджерах, социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и других ресурсах.
Контентные риски
Возникают при столкновении с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией в сети (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на различные ресурсы). К такой информации относятся: агрессия, эротика или порнография, нецензурная лексика, информация, разжигающая расовую ненависть, пропаганда анорексии, булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ Подобный контент можно встретить на различных
сайтах и в социальных сетях.
Потребительские риски
Возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет. В их числе риск купить товар низкого качества, подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию; потерять денежные средства или стать жертвой мошенников, использующих персональные данные онлайн-покупателей.
Технические риски
Опасность повреждения программного обеспечения компьютера, хищения или нарушения конфиденциальности личной информации посредством взлома с использованием вредоносных программ (вирусы, черви, троянские кони, шпионские программы, боты и др.).
Как защитить ребёнка от онлайн-рисков?
Развивайте доверительные отношения.
Важно, чтобы ребёнок чувствовал: ваша цель не наказать, а помочь ему. в этом случае он сможет вам довериться.
Установите правила пользования Интернетом для всех электронных устройств.
Необходимо прийти к соглашению по следующим вопросам: что разрешено делать в Сети? Где можно пользоваться мобильными устройствами? Когда и сколько времени можно проводить в Интернете?Регулярно разговаривайте об Интернете.
Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в Сети.
Точная и достоверная информация - лучшее средство от онлайн-рисков.
Будьте в курсе событий ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве.
Искренне интересуйтесь активностью ребенка в Интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети или игре, где он "обитает".
Расскажите о нормах онлайн-этикета.
Как и в реальной жизни, в Интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребёнок должен понять, что анонимность в Сети - иллюзия, и любое действие навсегда оставляет свой след.
Объясните необходимость защиты персональной информации.
Любая личная информация, которую ребенок выкладывает в Сеть, может быть
использована другими людьми против него. Расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.
Проинформируйте о том, где можно получить помощь.Если ребёнок столкнётся с проблемой в Сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу техподдержки или к взрослому, которому он доверяет.
Станьте для ребенка примером ответственного онлайн-пользователя.
Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей.
Чем опасно общение в Сети?
Интернет открывает уникальные возможности для общения благодаря современным технологиям можно быть на связи 24 часа в сутки практически в любой точке мира. В то же время в Сети ребенка могут подстерегать следующие риски:
Кибербуллинг - намеренное и регулярное причинение вреда (запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор) одним человеком или группой людей другому человеку с использованием электронных форм контакта. Каждый четвёртый российский школьник ежегодно сталкивается с унижением, оскорблениями или преследованием в Сети.
Груминг - установление дружеского контакта с ребёнком с целью сексуальной эксплуатации. Принимает разные формы: от обмена сообщениями и материалами сексуального характера до соблазнения, домогательства или шантажа. Каждый двадцатый подросток сталкивается с сексуальными домогательствами в Интернете.
Секстинг - отправка сообщений (текстовых или изображений) эротического или порнографического содержания посредством мобильной связи или через Интернет. Каждый четвертый подросток встречал или получал в Сети сообщения сексуального характера. Встречи с людьми из Интернета в реальной жизни могут быть опасны. Более трети подростков пойдут на встречу с виртуальным другом без сопровождения взрослых.
Кибербуллинг: как помочь ребёнку?
Сигналы опасности
• Ухудшение настроения во время и после общения в Интернете - признак того, что ребенок может подвергаться агрессии.
• Нервозность при звуке получения сообщения может говорить о его негативном содержании.
• Внезапная неприязнь к Интернету - возможный признак наличия проблем в
виртуальном мире.
Сохраняйте спокойствие сами и успокойте ребёнка. Избегайте необдуманных
действий. Дайте ребёнку понять, что владеете ситуацией, готовы помочь и не станете его ругать или осуждать.
Разберитесь в ситуации вместе с ребёнком. Важно найти ответы на вопросы: когда возник конфликт? Что стало причиной? Кто принимает участие в травле? Существует ли угроза здоровью или жизни ребёнка?
Соберите доказательства травли. Сохраните все возможные свидетельства
происходящего (скриншоты экрана, электронные письма, фотографии и т.п.).
Научите правильно реагировать на агрессора. Лучший способ остановить травлю- игнорировать обидчиков. Помогите ребенку заблокировать агрессоров или добавить их в «чёрный список». Иногда стоит временно удалить аккаунт на тех ресурсах, где происходит травля.
Обратитесь за помощью. Жертве кибербуллинга трудно постоять за себя.
• Если травля происходит в открытом сообществе или группе, обратитесь к
администраторам ресурса с просьбой заблокировать аккаунты обидчиков,
прикрепите скриншоты со свидетельствами кибербуллинга. Оповестив
администрацию ресурса о киберхулигане, можно обезопасить от него и себя, и других пользователей.
• Если в травле участвуют ученики школы, расскажите о ситуации классному
руководителю, школьному психологу, директору.
• Если существует угроза здоровью и жизни ребёнка, обратитесь в
правоохранительные органы, приложив к заявлению собранные доказательства.
Рекомендации по предупреждению встреч с незнакомцами,
груминга, секстинга
Как обезопасить ребенка в таких случаях?
Напоминайте о принципе "доверяй, но проверяй". При общении в Сети никогда нельзя быть уверенным, кем на самом деле является собеседник. По ту сторону монитора может оказаться взрослый человек с преступными намерениями.
Обсудите последствия секстинга. Например, собеседник может разослать друзьям ребенка переписку или откровенные фото, опубликовать их в открытом доступе. Это способно нанести психологическую травму и навредить репутации ребенка.
Расскажите, что не вся информация в Сети об отношениях, в том числе интимных, соответствует действительности. Гармоничные отношения между людьми связаны с заботой и доверием, но в Сети тема любви часто представлена в искаженной, вульгарной форме. Отнеситесь к вопросам ребенка внимательно: лучше, если он получит эту информацию от вас, чем от незнакомца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий