четверг, 31 октября 2019 г.

«Особенности воспитания детей в неполной семье»


«Особенности воспитания детей в неполной семье»
Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И, чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
Среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста — каждый седьмой. Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена «материнская» семья. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами. Как отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии ребенка? С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной семьи и как с ними справляться?
У каждой неполной семьи — своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка.
Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом  возникает дефицит воспитательного влияния на детей.
Статистические исследования свидетельствуют, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
Исследования, проведенные психологами и врачами, показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мама. Ученые полагают, что это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма. Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Открытые и общительные дети делались замкнутыми и молчаливыми.  
У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность.
Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться и в подростковом возрасте. Подростки, выросшие без отца, отличаются жестокостью; у них наблюдается занижение самооценки.
            Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация. Важное значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем — якобы никудышном муже и отце.  И наиболее мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки.
Если растет мальчик.Проблемой современного общества становятся инфантильные мужчины, выросшие в неполных семьях. Многие из них не могут и во взрослой жизни принять ни одного самостоятельного решения. На все вопросы они ищут ответы и решения любых возникающих проблем у мамы. Ведь всю его жизнь именно мама окружала его теплом, заботой и всегда давала советы. Однако,зачастую излишняя опека напрочь лишает самостоятельности. Она так же вредна, как и недостаток внимания.
Ни в коем случае нельзя баловать малыша.  С самого раннего детства мальчик должен учиться самостоятельности. Понятно, что для женщины проще научить ребенка чисто «женским делам»: стирке, уборке по дому, мытью посуды, готовке. И приучать к этому надо, но тем не менее нужно обращать внимание в первую очередь на другие вещи, которые являются более весомой частью характера современного мужчины.Необходимо приучить ребенка ходить за покупками, чистить  свою одежду, помогать по хозяйству, прививать интерес к технике и спорту.
                Мальчики, получившие только материнское воспитание, нередко лишены необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Они не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Недостаточный опыт общения с отцом часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитание собственных детей.
               В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведением мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери на протяжении первых лет  жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска  своего мужского «я».
Самое главное понять, что с уходом отца из семьи для мальчика будет очень важен выбор идеала, того, на кого он хотел бы быть похож в будущем. Ребенок при отсутствии отца будет обязательно искать пример для подражания в других мужчинах.   Мальчики должны иметь примеры для подражания. Мужчину должен воспитывать мужчина, и примером для подражания может стать старший брат, дядя, дедушка, крестный, тренер. Чтобы он разговаривал с мальчиком, выступал в роли мудрого наставника, к которому можно обратиться с самыми разными вопросами, который много знает и готов поделиться своими знаниями.  Мальчик должен  усвоить следующие черты настоящего мужчины: защитник, воин; помощник, хозяин, кормилец; строитель.
Если растет девочка.Одинокой матери конечно проще воспитать дочку, чем сына. Но и тут возникают определенные проблемы. Ведь для девочки в семье отец исполняет роль наставника, человека, на которого всегда можно опереться, попросить совета, помощи. Обычно этот человек стоит во главе семьи, принимает основные решения и обеспечивает материально. Это говорит о том, что девочка очень нуждается в отце. Поэтому если отец ушел из дома, мать не должна говорить плохо об отце, чтобы у дочери не сложилось плохое мнение об отце и в дальнейшем о мужчинах в целом.
Ненависть к мужчинам уже во взрослой жизни будет препятствовать ей выбору спутника жизни и созданию собственной семьи. Девочкам общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым, или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.
У девушек, которые выросли без отца, искаженные представления о браке, семейных отношениях и мужчинах, есть проблемы с установлением контактов с представителями противоположного пола; они склонны к ранней половой жизни.  Девочка, которая недополучила отцовской  ласки и тепла, будет всегда ее искать у чужих мужчин. Женщины, которые в детстве недополучили ласку и заботу от матери,  чаще других используют в воспитании физическое наказание, вербальную агрессию, срывая на детях свою боль, обиду, гнев.
Психиатры    отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте, 13 – 15 лет, она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действий, способностей, внешности.У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола, что в последствии негативно сказывается  на ее семейных отношениях.
Не настаивайте дочь против отца.Девочки, воспитанные в неполных семьях, так же получают свою порцию проблем. Как часто мы встречаем одиноких женщин, которые воспитывались в неполных семьях? Ответ очевиден. У таких детей перед глазами уже есть сценарий, что семья может существовать и без папы. А если к этому привнести негативное отношение к отцу, то и вовсе можно сформировать негатив, мягко говоря, ко всем представителям противоположного пола. Поэтому не стоит настраивать дочь против отца, как бы вы сами к нему не относились.
             Желательно, чтобы у девочки тоже  была возможность общения с мужчинами (дедушка, дядя, крестный), не ограничивайте ее общение с мальчиками (одноклассниками, двоюродными братьями, сыновьями  своих  подруг).
         Дети берут пример с родителей, осознанно и неосознанно копируют поведение взрослых. Не всегда только хорошее. Поэтому родители должны понимать ответственность в воспитании детей, а на одинокую мать ответственность ложится вдвойне.
 Заключение Все, что ребенок увидит в семье, окажет влияние на всю его жизнь. На основании опыта детства ребенок в будущем будет строить свою семью.    Таким образом, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, гармонично развивался матери или  (отцу) необходимо обратить внимание на собственные слова и поступки, на быт семьи, знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, и на основе этого строить свою систему воспитания.
Большое внимание следует уделять формированию личностных качеств ребенка, позволять  ему  общаться как отцом так и  с матерью. И никогда не заставляйте ребенка делать выбор: кого ты больше любишь папу или маму, с кем бы ты хотел остаться?

Комментариев нет:

Отправить комментарий